Сасин, Сасу — в корейской мифологии четыре священных
животных, духи-хранители сторон света: Чхоннён («зелёный дракон», кит.
Цин-лун) — Востока; Пэкхо («белый тигр», кит. Бай-ху) — Запада; Чуджак («красная
птица», кит. Чжу-цяо) — Юга; Хёнму («чёрный воин», кит. Сюань-у).
Генетически восходят к китайским Сы-шэнь, или Сы-шоу. Их символика возникла
под влиянием древнекитайского натурфилософского учения об инь и ян и пяти
первоэлементах или стихиях (у син), с которыми ассоциировались и стороны света.
Они являлись соответственно символами духов Юпитера, Венеры, Марса и Луны,
у каждого из которых в подчинении были стихии: дерево, металл, огонь, вода.
Чхоннён имел длинное тело, подобное пресмыкающемуся, с четырьмя конечностями
с острыми когтями, с пастью, изрыгающей пламя; Пэкхо похож на дракона, но голова
у него круглая; Чуджак своим видом напоминает красного петуха или феникса
с высоким хохолком, распластанными крыльями и пышным хвостом; Хёнму имел облик
черепахи, обвитой змеёй, с противостоящими друг другу головами с высунутыми
языками.
Барельефные фигуры Сасин в Китае известны с периода правления династий Хань
(206 до н. э. - 220 н. э.) и Вэй (220-264). Изображения Сасин сохранились в
настенной живописи гробниц 5-7 вв. на территории древнекорейских государств
Когурё и Пэкче. Драконы и птицы, похожие на фениксов, часто встречаются на
изразцах и черепице периода Объединённого Силла (7-10 вв.). В Коре (10-14 вв.) и
начале династии Ли при захоронении государей было принято, как и в Китае при
династии Северная Вэй (386-535), наносить барельефы Сасин по бокам каменных
гробов.
Из Сасин черепаха и тигр были наиболее популярными персонажами в народной
живописи в старой Корее. Черепаха выступала как один из четырёх духов —
священных животных (сарён) приносивших удачу. Тигр, будучи связан с силой ян,
почитался как царь зверей. Он был вершителем добрым и злых дел. В Корее тигр
нередко выступал вестником духа гор (сансин) и считался также символом удачи.
В XIX в. Сасин изображались на больших военных знамёнах. 
Белый дракон (Пэхко). Фрагменты настенной живописи Покровитель севера в корейской в когурёнской гробнице Тэмё. мифологии: черепаха, обвитая змеёй VI в.
Уезд Кансо (провинция Пхёман-Намдо, КНДР) — ХёнмуФрагменты настенной в когурёнской гробнице
Тэмё. живописи в когурёнской гробнице Тэмё. VI в. Уезд Кансо (провинция Пхёман-
Намдо, КНДР)
Литература:
Концевич Л. Сасин.//
Мифы народов мира
 Зелёный дракон — цин-лун (символ востока). Рельеф на каменном гробе,
найденном у горы Лушань в провинции Сычуань. Рубеж нашей эры.
Цин-лун, Цинлун, Цанлун
(«зелёный дракон, лазурный дракон, синий дракон») — в китайской мифологии:
дух — символ Востока. Поскольку Восток ассоциировался с весной, то и символом
его был дракон цвета зелёной весенней травы. Ц.-л. — также название созвездия
(по некоторым версиям — другое название планеты Тай-суй, Юпитера), имеющего
на древних рельефах особое графическое изображение, которое напоминает дракона
(звёзды обозначались кружками и входили в контур дракона). 
Изображение Цин-Луна с древности имело благопожелательный смысл, появление
Цин-Луна считалось счастливым предзнаменованием. Цин-Луна изображали в древности
на знамёнах, при этом во время следования войска знамя с изображением Чжуняо —
символом Юга несли спереди, Сюань-у — символом Севера — сзади, Цин-Луна — слева,
а Бай-ху — символом Запада — справа. Изображения Цин-Луна (одновременно
с символами трёх других сторон света) находят на могильных рельефах рубежа н.э.
В средние века Цин-Лун в паре с Бай-ху почитается как дух — страж дверей.
Бай-ху, Бо-ху (кит. «Белый тигр») — в древнекитайской
мифологии: один из духов четырёх стран света (наряду с Цин-луном, Чжуняо,
Сюань-у), зверь — покровитель Запада, где находится страна мёртвых.
Бай-ху также называлось одно из созвездий (из семи звёзд). Появление Бай-ху
устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса
мирных наук. Бай-ху часто изображали на стенах погребальных сооружений,
на знамёнах, которые в походах несли посреди войска (впереди несли знамя
с зелёным драконом — Цин-луном). В средневековом Китае Бай-ху рисовали наряду
с Цин-луном на воротах даосских храмов в функции стража. Как дух созвездия
из семи звёзд Бай-ху выведен в фантастическом романе XVI в. «Фэн шэнь яньи»
(«Возведение в ранг духов») под именем Инь Чэн-сю.
Чжуняо, Чжуцяо, Чжу-цяо («Красная птица») — в
древнекитайских мифологических представлениях: символ Юга, связанный
с аналогичным названием созвездия из семи звёзд, расположенного в южной части
неба. Существуют многочисленные изображения Ч. на могильных рельефах рубежа
и начала н.э. в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ч. входила в четвёрку
зооморфных символов сторон света наряду с Цин-луном, Бай-ху и Сюань-у. Ч.
в древности изображалась на знамёнах, которые несли впереди войска (Юг считался
наиболее почётной стороной света).
В астрологии Ч. считается управителем Южного небесного «дворца», состоящего
из 7 стоянок Луны. См. Сю. 

Сюань-у («тёмная воинственность»), Сюань-у
чжэнь-ди, Сюань-у шэнцзюнь, Бэйцзи юшэнь чжэньцзюнь — в китайской мифологии:
повелитель Севера. В астрологии Сюань-у — созвездие из семи звёзд в северной
части неба. Первоначально, видимо, Сюань-у представляли в виде зооморфной
эмблемы стороны света — черепаха, обвитая змеёй (совокупляющаяся с ней); ср.
Бай-ху. Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими
представлениями о брачном союзе Земли и Неба. В старинных комментариях
поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете
сюань (цвет неба — чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе
с панцирем-бронёй (отсюда «у» — «воинственность»). Черепаха, перевитая змеёй,
изображалась на северной стороне погребальных сооружений (на рубеже эр),
а в более ранние времена — на чёрном флаге, который во время походов несли
позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя
Севера Хэй-ди древнекитайской мифологии с Сюань-у. С конца X в.
Сюань-у стал именоваться также Чжэнь-у («истинная воинственность»), поскольку
знак «сюань» был табуирован, т.к. входил в личное имя государя. Поскольку Север
в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то Сюань-у стал
считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, Сюань-у — это
воплощение духа Хэй-ди. Владыку Севера обычно считали также правителем воды.
В средние века Сюань-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому
императору Хуэй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами,
ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным
нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой — нимб. Обычно позади него
рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой
змеёй, которая плывёт по воде. В некоторых местностях Сюань-у почтительно
называли Бэй-е («дедушка Севера», «господин Севера»), а змею и черепаху —
гэ («братишки»). Грозный обликом Сюань-у считался в народной традиции также
изгонителем злых духов.
Сюань-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий,
Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после
того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила
мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя
самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю
нечисть. После 42 лет отшельнической жизни он среди бела дня поднялся в небо.
Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать Севером
и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-у спустился в мир людей и за семь
дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.
Культ Сюань-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему,
существовали в Китае, Корее, Вьетнаме.
Литература:
- Рифтин Б. Мифы народов мира.
- Жэнь Инцю. Базовая теория китайской медицины: Пять вращений, шесть энергий.
- Волгин А. Лунная астрология.
- Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Том IV.
Источник: http://dragons-nest.ru |